В предъюбилейный год Достоевского музей представляет весьма своеобразные «иллюстрации» к первому в «Великом пятикнижии» писателя роману «Преступление и наказание», выполненные в необычной и редкой технике, а именно – резьбы по дереву электроинструментом - «болгаркой».Известно, что в творчестве писателя с философской программой «почвенничества», мечтавшего о воссоединении образованного сословия, оторвавшегося от этико-религиозных основ народной жизни, с русской почвой, голос народа является выражением идеи Достоевского об объединении всего «русского света».Ни в одном романе писателя голос народа не проявлен так мощно, как в «Преступлении и наказании», определяя концепцию автора о воскресении героя-преступника, «принужденного хотя бы и погибнуть, но примкнуть опять к людям», к корням почвы, а также отказ от замысла, связанного с крайним отторжением героя, нарушившего кодекс «почвы», – убийство Раскольникова каторжниками в церкви.Народ сочувствует герою, осуждает его, комментирует его поступки.При этом яркая площадная народная стихия, где смеховое начало утверждает торжество жизни, а сама смерть чревата рожденьем и обязательным воскресением, воплощает живую жизнь, ту самую простую, веселую «человеческую природу», от которой отрезан герой.Стилистика народных сцен – балаганна, сюжет и герой – трагичны.В этом ключе художники иллюстрируют народные сцены на Сенной площади, главных героев романа и даже рискуют воплотить еще и современный народный взгляд на важные философские идеи романа.Это особенный ракурс взгляда на роман из гущи народной жизни любопытен еще и как нынешний социальный феномен, связанный с карнавальной стихией современной ярмарочной площади в век «человека играющего» (И.Хёйзинги «Homo ludens»).Обращает на себя внимание также связь с народным началом – и в технике, и в манере исполнения, и исконно русским природным материалом – деревом.Павел Владимирович Кодинцев«К Фёдору Михайловичу Достоевскому у меня особое отношение со школьных лет. Сидя за партой, воспринимал его как великого писателя и философа, а “Преступление и наказание” как раскаяние, рай и ад, страх и бесстрашие, Верхний разум и помешанность, людские пороки и Божьи правила, разноголосье трактовки обыденных вещей и поступков, влияние информационного поля на неокрепшие умы, отношение к конкретному “я“, людское осуждение и оправдание».
Источник: https://www.md.spb.ru/kalendar_sobytij/Prestuplenie_i_nakazanie__narodnyj_vzglyad_687/